Элегантные решения серьезных вопросов

Апрель 2020

Коммерческие споры Васютинская Виктория

Снизить неустойку можно, даже если она была удержана контрагентом по договору

Такое разъяснение содержится в п. 79 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7.

Верховный Суд указывает, что в этом случае должник, с которого контрагент удержал сумму неустойки, вправе ставить вопрос о применении к списанной неустойке положений статьи 333 ГК РФ о ее уменьшении, например, путем предъявления самостоятельного требования о возврате излишне уплаченного (статья 1102 ГК РФ).

В начале 2020 года два подобных спора завершились в пользу клиента БК Групп.

Предметом спора было снижение размера неустойки, удержанной покупателем с поставщика (нашего клиента) за нарушение срока поставки товара, и взыскание этой суммы в качестве неосновательного обогащения.

Более сильная сторона договора обычно имеет возможность диктовать свои условия и устанавливать пени и штрафы, размер которых для второй стороны необоснованно завышен. Именно так и получилось с нашим клиентом: для него был установлен штраф в размере 20 % стоимости товара, если просрочка поставки превысит 25 дней,  и неустойка за каждый день просрочки,  тогда как для покупателя устанавливалась неустойка за просрочку оплаты, максимальный размер которой был ограничен 5 %.

В результате после получения товара покупатель заявил о зачете неустойки и штрафа в счет оплаты стоимости товара и решил, что поставщику он больше ничего не должен.

Удержанная сумма была значительной и составляла примерно четверть стоимости поставленного товара. Посчитав такой подход несправедливым, поставщик обратился к юристам БК Групп.

Срок поставки был клиентом нарушен, а значит, полностью избежать уплаты неустойки было нереально. Исходя из этого, были подготовлены и направлены претензии, в которых указывалась сумма неустойки, признанная поставщиком соразмерной нарушению сроков. Оставшуюся часть стоимости товара покупателю предложили вернуть как незаконно излишне удержанную, но покупатель продолжал настаивать на том, что задолженности перед поставщиком у него нет.

Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел два аналогичных дела: А19-578/2019 и А19-794/2019 и согласился с доводами истца о наличии оснований для снижения неустойки, ограничив ее размер двукратной  ставкой Банка России, как и было изначально предложено истцом. Ответчик в ходе рассмотрения спора настаивал на правильности своей позиции и утверждал, что нарушение сроков поставки могло привести к возникновению у него убытков, но никакого подтверждения этого не представил. Суд учел и нарушение паритета сторон договора при установлении ответственности, и значительное превышение установленных для поставщика штрафных санкций над средними ставками по банковским кредитам и ставкой ЦБ.

В общей сложности в пользу поставщика было взыскано почти 11 миллионов рублей.

Интересно, что в одном из дел суд также частично удовлетворил требование поставщика  о взыскании неустойки с покупателя за нарушение срока оплаты поставленного товара, начислив ее до даты проведения зачета, хотя такой подход противоречит сложившейся практике Верховного Суда, основанной на письме Президиума ВАС от 29.01.2001 г. № 63 о прекращении обязательства зачетом.  И хотя суд, к сожалению, не привел подробного обоснования удовлетворения требований в этой части, можно предположить, что он согласился с доводами истца о том, что в результате зачета обязательство покупателя по оплате прекратилось не полностью, а лишь в части суммы неустойки, признанной судом обоснованной.

Верховный Суд не нашел оснований для передачи кассационной жалобы ответчика по этому делу на рассмотрение по существу.

Проект сопровождала юрист БК Групп Виктория Васютинская.

Другие кейсы