Элегантные решения серьезных вопросов

Мораторий на банкротство. Обзор изменений законодательства


Настоящий обзор посвящен изменениям в законодательстве о банкротстве, связанным с введением моратория на возбуждение дел о банкротстве.

01 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ (далее – Закон), которым в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая статья «9.1 Мораторий на возбуждение дел о банкротстве».

Указанным законом Правительству РФ предоставлена возможность вводить мораторий на подачу кредиторами заявлений о возбуждении дел о банкротстве.

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении определенных категорий должников.

Федеральным законом от 24.04.2020 №149-ФЗ, вступившим в силу с 28 апреля 2020 г. в указанный выше закон уже внесены изменения.

Некоторые разъяснения по вопросам, связанным с мораторием, также даны Верховным Судом РФ в Обзорах по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 от 21.04.2020 и №2 от 30.04.2020.

Анализируя указанные нормативные акты и разъяснения Верховного Суда РФ, можно сделать следующие выводы.

 

1. Категории должников, на которых распространяется мораторий.

Постановлением Правительства РФ №428 от 03.04.2020 установлено, что мораторий на подачу кредиторами заявлений о возбуждении дел о банкротстве вводится в отношении следующих должников:

1) Организации и Индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с классификатором ОКВЭД указан в списке, так называемых, наиболее пострадавших отраслей.

Перечень наиболее пострадавших отраслей экономики утвержден Постановлением Правительства РФ №434 от 03.04.2020 «Об утверждении Перечня наиболее пострадавших отраслей экономики (в ред. от 18.04.2020, вступающей в силу с 28.04.2020). В нём указана сфера деятельности и код ОКВЭД, который ей соответствует. Постановление доступно по ссылке.

По мере добавления в перечень новых видов деятельности, в Постановление Правительства РФ вносятся соответствующие изменения.

Определять, относится ли организация или ИП к наиболее пострадавшим отраслям экономики суд будет по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.

Это прямо предусмотрено пунктом 4 Постановления Правительства РФ №428 от 03.04.2020.

В настоящее время многие предприниматели столкнулись с тем, что фактически они осуществляют деятельность в сфере экономики, которая отнесена к наиболее пострадавшим отраслям, однако соответствующий код ОКВЭД ими не внесен в ЕГРЮЛ или ЕГРИП вообще, либо он указан как дополнительный, а не основной вид деятельности.

Поскольку Постановлением Правительства прямо предусмотрено, что соответствующий вид деятельности должен быть внесен в ЕГРЮЛ, и каких-либо разъяснений по этому вопросу Верховный Суд РФ до настоящего времени не дал, то суды руководствуются именно формальными требованиями нормативных актов и сведениями ЕГРЮЛ и ЕГРИП, возбуждая дела о банкротстве в отношении таких должников.

При этом, возможна и обратная ситуация – когда в соответствии с основным видом деятельности на должника распространяется мораторий на банкротство, а фактически должник осуществляет иную деятельность, в результате которой он стал несостоятельным (банкротом), о чем знают все его кредиторы.

В отношении такой ситуации законом и Верховным Судом в Обзоре №1 от 21.04.2020 даны четкие разъяснения – заявления о банкротстве в отношении таких должников подлежат возвращению арбитражным судом. Для возврата заявления достаточным основанием является включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий. Суд не выясняет обстоятельства возникновения задолженности, её связь с основанием для введения моратория и период её возникновения.

2) Организации, включенные в перечни:

  • системообразующих организаций (утверждается Правительственной комиссией РФ);
  • стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (утверждается Президентом РФ);
  • стратегических организаций и некоторых федеральных органов исполнительной власти (утверждается распоряжением Правительства РФ).

На сайте ФНС России запущен специальный сервис, позволяющий проверить, относится ли должник к лицам, на которых распространяется действие моратория.

Для этого необходимо ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП) должника.

https://service.nalog.ru/covid/index.html

2. Срок действия моратория.

Постановлением Правительства РФ №428 от 03.04.2020, вступившим в силу 06 апреля 2020 года, мораторий введен на срок 6 месяцев.

Соответственно мораторий действует до 06 октября 2020 года.

При этом, Законом предусмотрено, что мораторий может быть продлен по решению Правительства РФ.

 

3. Уведомлениями кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве.

Законом предусмотрено, что уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника, размещенные на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности (Федресурсе) до вступления в силу моратория, утрачивают свою силу. В период действия моратория такие публикации на Федресурсе не подлежат размещению (даже технически публикацию разместить будет невозможно).

После окончания действия моратория такое уведомление необходимо будет опубликовать заново. Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию в своём Обзор №2 от 30.04.2020.

Это означает, что с заявлением о банкротстве кредиторы смогут обратиться не ранее, чем через 16 дней после окончания моратория (при условии опубликования уведомления на следующий день после окончания моратория).

Законом отдельно предусмотрено, что уполномоченный орган (ФНС) может обратиться с заявлением о банкротстве не ранее, чем через 15 календарных дней после истечения срока действия моратория.

Однако, поскольку уполномоченному органу не требуется предварительно публиковать уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве (публикуется только сообщение о факте подачи заявления о банкротстве в течение 5 рабочих дней после его подачи), то ФНС находится в преимущественном положении перед другими кредиторами и сможет подать заявление о банкротстве на 1 день раньше, чем все кредиторы.

4. Последствия введения моратория.

Законом предусмотрены определенные последствия того, что должник попадает в список лиц, на которых распространяется действие моратория.

В отношении должников, на которых распространяется мораторий:

  1. Приостанавливается обязанность должника по подаче в суд заявления о своём банкротстве.
  2. Наступают некоторые последствия, которые предусмотрены законом для процедуры наблюдения, в частности:
  • не допускается выплата действительной стоимости доли учредителя (участника) должника или выдел его доли в имуществе должника, связанные с его выходом из общества;
  • не допускается выкуп либо приобретение должником размещенных акций;
  • не допускается зачет встречных однородных требований, если нарушается установленная законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие имущества должника-унитарного предприятия его собственником;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
  1. Не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.

4) Приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом НЕ снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

Некоторые особенности касательно этого пункта:

  • Фактически должник всё равно не сможет использовать свои денежные средства на счетах в банках в период моратория, если они будут арестованы.
  • Законом не урегулирован вопрос, касающийся возможности взыскателя получить исполнение по исполнительному документу, предъявив его напрямую в банк, без обращения в службу судебных приставов. Формально, у банка сохранялась обязанность произвести взыскание по предъявленному взыскателем исполнительному документу.

Данный пробел устранил Верховный Суд РФ в Обзоре №2 от 30.04.2020, прямо указав на невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа напрямую в кредитную организацию.

  • Верховный Суд РФ в Обзоре №1 от 21.04.2020 также указал, что исполнительные листы могут выдаваться судами в период моратория, ограничений на это нет.

С 28 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в ст. 9.1 Закона о банкротстве, предоставляющие должнику право отказаться от применения в отношении него моратория.

В этом случае на должника и его кредиторов не распространяются ограничения, предусмотренные п.2 ст. 9.1 (о возврате заявлений о банкротстве, о запрете публикаций уведомлений о намерении обращения с заявлением о банкротстве) и последствия моратория, указанные выше.

Заявить об отказе от применения моратория необходимо путем размещения должником сведений об этом на Федресурсе.

В случае продления моратория на новый срок, заявление должника об отказе от моратория утрачивает силу и ему необходимо повторно осуществить такую публикацию.

На Федресурсе публикуется список должников, отказавшихся от применения моратория (обновляется ежедневно):

https://bankrot.fedresurs.ru/BankruptcyMoratorium.aspx?attempt=1

Также, эту информацию можно проверить на Федресурсе в карточке компании, введя ИНН или ОГРН (ОГРНИП) интересующего лица:

https://fedresurs.ru/search/entity

5. Последствия окончания действия моратория.

Законом предусмотрены особые последствия, которые распространяются на дела о банкротстве, возбужденные в течение 3 (трех) месяцев после прекращения действия моратория:

1) Меняется порядок исчисления периодов, предусмотренных законом для оспаривания сделок и для признания лиц, заинтересованными по отношению к должнику.

По делам о банкротстве, возбужденным в обычном порядке, указанные периоды составляют:

  • 3 года, 1 год, 6 месяцев и 1 месяц до даты возбуждения дела о банкротстве – для оспаривания сделок;
  • 1 год до даты возбуждения дела о банкротстве – для признания лиц заинтересованными по отношениями к должнику.

По делам о банкротстве, возбужденным в течение 3 (трех) месяцев после прекращения действия моратория, к указанным выше периодам добавляются:

  • период действия моратория (в настоящее время 6 месяцев)

+

  • период 3 месяца с даты прекращения действия моратория (в законе указано –  1 года с даты прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве, то есть фактически этот период составляет максимум 3 месяца; несовершенство юридической техники в законе может быть устранено позднее законодателем или Верховным Судом РФ в очередном обзоре практики).

Таким образом, в отношении оспаривания сделок должника период подозрительности сделок (3 года, 1 год, 6 месяцев, 1 месяц) увеличивается на 6 месяцев + на срок в пределах 3 месяцев (в зависимости от даты возбуждения дела о банкротстве после окончания моратория).

Например, в случае возбуждения дела о банкротстве 25 декабря 2020 года, при оспаривании сделок, влекущих оказание должником предпочтения одному из кредиторов по ст. 61.3 Закона о банкротстве, возможно будет оспорить сделки, совершенные должником в период с 06 октября 2019 года по 25 декабря 2020 года, при условии, если вторая сторона сделки знала о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.

2) Изменяется дата, на которую определяется состав и размер требований кредиторов.

Указанные требования, возникшие до даты введения моратория и заявленные после возбуждения дела о банкротстве, определяются на дату введения моратория, а не на дату возбуждения дела о банкротстве.

При этом, если денежное обязательство выражено в иностранной валюте, то его размер определяется в рублях по наименьшему значению курса, установленного ЦБ РФ на дату введения моратория или на дату возбуждения дела о банкротстве.

3) Упрощается процедура заключения мировых соглашений.

Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от лиц, присутствующих на собрании кредиторов, если проголосовало большинство залоговых кредиторов, присутствующих на собрании (в обычных процедурах банкротства необходимо большинство голосов от требований обычных и залоговых кредиторов, включенных в реестр).

При этом, если должник уже в период моратория договорится с кредитором об условиях мирового соглашения, то такое письменное согласие кредитора можно будет учесть, как голос соответствующего кредитора при голосовании по вопросу утверждения мирового соглашения в процедуре, возбужденной в течение 3 месяцев после прекращения действия моратория.

4) В первоначальной редакции закона о введении моратория был предусмотрен пункт, который породил много споров – о признании ничтожными всех сделок должника по передаче имущества и принятию обязательств, совершенных в период моратория (за исключением сделок, совершаемых в рамках обычной хозяйственной деятельности, если цена имущества или размер обязательств не превышает 1% от стоимости активов должника на последнюю отчетную дату).

Это фактически парализовало хозяйственную деятельность лиц, которые попали под действие моратория, поскольку контрагенты отказывались заключать с ними сделки.

Изменениями в закон, вступившими в силу с 28 апреля 2020 года, указанный пункт признан утратившим силу. При этом, отдельно указано, что сделки, уже совершенные в период действия указанного пункта (то есть с 01 апреля по 28 апреля), также не являются ничтожными.

6. Особенности в отношении ликвидируемых должников, на которых распространяется действие моратория.

Первоначально Верховный Суд РФ в Обзоре №1 от 21.04.2020 дал разъяснения о формальном подходе судов на стадии принятия заявления о банкротстве - если на должника распространяется мораторий, заявление кредитора о банкротстве подлежит возврату.

Однако в Обзоре №2 от 30.04.2020 Верховный Суд РФ указал, что мораторий не распространяется на ликвидируемых должников.

Смысл разъяснений сводится к тому, что цель моратория – предоставить должнику возможность выйти из сложного положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности, а сам факт принятия собственником решения о ликвидации компании говорит о воле учредителей (участников) на прекращение существования компании.

Соответственно на ликвидируемых должников не только не распространяется действие моратория, но и сохраняется обязанность ликвидатора (ликвидационной комиссии) по подаче в суд заявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

 

7. Выводы.

  1. Мораторий на подачу заявлений о банкротстве распространяется только на заявления кредиторов и уполномоченного органа.

Сам должник, который попадает под действие моратория, вправе подать заявление о своём банкротстве.

  1. Положения нового закона о моратории и его последствиях не касаются процедур банкротства, которые были возбуждены до вступления в силу закона о моратории. Эти процедуры проводятся в обычном порядке.

Единственное, что прямо предусмотрено законом в отношении всех действующих процедур банкротства – это проведение по решению арбитражного управляющего собраний кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и работников, бывших работников в форме заочного голосования.

  1.  Рекомендации осуществления деятельности в период моратория:
  •  Должникам – соблюдать предусмотренные законом ограничения во избежание признания впоследствии совершенных сделок недействительными, что может повлечь привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
  •  Кредиторам - проверить, распространяется ли на контрагента действие моратория на банкротство и сделан ли им отказ от применения в отношении него моратория.

 Это необходимо:

  • при решении вопроса о подаче заявления о банкротстве контрагента;
  • при принятии решения о возможности осуществления зачета встречных однородных требований или обращения взыскания на заложенное имущество должника по обязательству.

При этом, нужно отметить, что последствия введения моратория распространяются именно на должников, то есть лиц, которые не способны удовлетворить требования кредиторов.

Соответственно, может иметь место ситуация, когда на лицо распространяется действие моратория, но при этом у него нет задолженности по обязательствам перед кредиторами или бюджетом, в связи с чем должником он не является. В этом случае предусмотренные законом ограничения на такое лицо распространяться не будут.

Однако, поскольку кредиторы фактически ограничены в возможности проверить является ли организация или ИП должником (при отсутствии судебных актов о взыскании), презюмируется, что сделка является рисковой и в случае, если у контрагента на момент совершения зачета или обращения взыскания на заложенное имущество имелись другие неисполненные обязательства, то сделка будет являться недействительной.

 

Четверг, 30. Апрель 2020